?

Log in

No account? Create an account

delirioaclavel


De Lirio A Clavel

Inocent when you dream


Previous Entry Share Next Entry
изучать философию
delirioaclavel
"You will love but it will not be like a fall, it will be like a rise"

Предисловие издателя к книге Ошо Living Dangerously. Ordinary Enlightenment for Extraordinary Times гласит, что Ошо самостоятельно не написал ни одной книги и все опубликованное под его именем это записи выступлений перед интернациональной аудиторией, в которых он покрывал самые разнообразные темы, - от личной свободы до оптимального политического устоя государств будущего.

Это объясняет отсутствие основополагающей идеи, вокруг которой строится повествование книги, а так же ее многогранность и та легкость, с которой воспринимается все написанное.

У меня было ощущение, словно я сидела в кофейне со старым другом и он делился со мной своими мыслями, не претендуя на абсолютную истинность своих познаний. Более того, он оставлял мне пространство для ответа, для несогласия. И, в отличие многих моих реальных собеседников, он действительно слышал и обдумывал каждый мой ответ.

Больше всего мне, конечно, понравилась его классификация свободы:
* свобода от или революционная свобода - свобода, которая проявляется в желании действовать вопреки чему-то (стать актером вопреки желанию родителей, свергнуть тоталитарное правительство и т.д.). Свобода, направленная на освобождение от чего-то, не всегда знающая что делать, когда освобождение наступит.

* свобода для или созидательная свобода - свобода проявляется в желании действовать для достижение чего-то (стать актером потому что всю жизнь об этом мечтал, построить по-настоящему демократическое государство). На первый взгляд ничем не отличается от революционной свободы, потому что для ее осуществления тоже нужно от чего-то освободиться (ослушаться родителей, повалить тоталитарный строй), но такое освобождение не является целью проявление свободы. Грубо говоря, это свобода с четким планом.

* просто свобода - свобода, которая не нуждается в оправдании освобождением или созиданием, потому что по-настоящему свободный человек не задумывается над тем зачем он проявляет свободу. он просто не может ее не проявлять.

Мысль не новая, но, мне кажется, она дает хороший алгоритм для оценивайся собственных действий. Для меня это как повод задуматься "а не стою ли я на лыжах на асфальте?". То есть: "бунтую ли я потому что чувствую, что хочу бунтовать, а плана-то хорошего по окончанию бунта у меня и нет?" или "чем я оправдываю этот поступок? и зачем мне его оправдывать, если я в нем уверенна?"

Еще в книге есть хорошая притча об оптимистах и пессимистах:

Есть люди, которые, сразу по приходу в розовый сад начинают считать шипы. Они великие счетоводы, их подсчеты никогда не ошибаются. И, насчитав тысячи шипов, они не смогут увидеть ни одной розы.
Они только воскликнут в изумлении: "Как это возможно? - среди всех этих шипов, как возможно, чтобы расцвела живая и свежая роза? Это верно обман и иллюзия... Но даже если эта роза настоящая, она бесполезна, слишком много шипов потребовалось, чтоб ее создать.



Итак, не смотря на шаткую структуру и безыскусный язык книги, она оставила хорошее впечатление. Многие идеи мне хотелось обсудить, многие идеи, как мне кажется, должны немного побыть в моей голове прежде, чем я пойму насколько они мне подходят. Со многим я не согласна, но, главное, что все написано доступно и кратко, и оставляет пространство для размышления, прозрений и чудес.